Мукомолы Кыргызстана считают, что депутаты ЖК лоббируют интересы мукомольных комбинатов Казахстана

Tazabek - Депутаты Жогорку Кенеша лоббируют интересы мукомольных комбинатов Казахстана, считает комитет мукомолов Союза предпринимателей Кыргызстана.

В тексте сообщения говорится:

«Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового Кодекса Кыргызской Республики» об освобождении от НДС на ввоз и переработку зерна отечественными предприятиями был введен в действие 26.01.2016 года. Данная мера помогла сохранить мукомольную отрасль Кыргызстана. К примеру, до освобождения от НДС отечественных переработчиков простаивало 32 предприятия на юге и севере республики, в отпусках без содержания находилось свыше 5000 работников мелькомбинатов. Причиной простоев мукомольных предприятий Кыргызстана являлось низкая стоимость казахстанской муки по сравнению с отечественной.

На сегодняшний день по республике работают 29 крупных мукомольных предприятий, не считая минимельниц, количество которых по республике составляет 30-40 единиц, цены отечественных производителей на муку составляют: высший сорт 23-24 сома, первый сорт 18-19 сомов, второй сорт 15 сомов за 1 кг, при том, что официально завезенная мука из Казахстана стоит 20-22 сома, а мука, ввозимая без оплаты налогов, по заниженным инвойсам или контрабандным путем (теневой ввоз) на рынке стоит 16-17 сомов за 1 кг. Загруженность производственных мощностей комбинатов составляет от 30 до 50% от потенциала. Она могла быть в разы выше при надлежащем администрировании на пунктах пропуска товаров через государственную границу КР и пресечения контрабандного ввоза товаров на территорию Кыргызстана.

Однако в настоящее время депутат от партии «Республика — Ата-Журт» К.Бокоев инициирует внесение изменений в вышеуказанный закон и предлагает установить по импорту и поставке зерна и муки ставку НДС в размере 10%. Согласно справке-обоснованию, основной целью данного законопроекта является продовольственная безопасность страны и сокращение дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики. По мнению депутатов, бюджет за счет освобождения от НДС переработчиков зерна потерял 500-600 млн сомов, что не соответствуют действительности, так как по данным Нацстаткома КР, за январь-июнь 2016 года импортировано всего 61 тыс. 645 тонн пшеницы. При расчете средней стоимости зерна в размере 12 сома за 1 кг получается, что в бюджет не поступило НДС в размере около 90 млн сомов, а не 570 млн, как было озвучено депутатами, ведь освобождена только пшеница, перерабатываемая мукомольными комбинатами, а пшеница, экспортируемая для других целей (производство спирта, корма и др.), при ввозе облагается НДС. Основная причина дефицита республиканского бюджета заключается в том, что для недобросовестных предпринимателей созданы все условия для завоза товаров на территорию КР без оплаты налогов (заниженные инвойсы, контрабанда), вследствие чего закрываются работающие официально компании-импортеры, так как не выдерживают демпинговых цен на необлагаемые контрабандные товары.

Для республики является стратегической не только отрасль переработки зерна и производства муки, но и весь Агропромышленный комплекс, который напрямую влияет на продовольственную безопасность страны. Хотелось бы обратить внимание на субсидирование отрасли АПК в странах ЕАЭС, в состав которого вступила Кыргызская Республика: Россия 9-10%, Беларусь 18-20%, Казахстан 8-9%, Кыргызстан 1%. Субсидии и дотации, выделяемые сельскому хозяйству в РФ, РК и РБ, позволяют производить конкурентную продукцию пищевой промышленности, что создает неравные условия для производителей пищевых продуктов в Кыргызстане, где практически отсутствуют субсидии и дотации для сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственного сырья. Сравнение объемов и мер государственной поддержки в государствах-членах ЕАЭС позволяет сделать вывод о неконкурентоспособности товаров кыргызстанских производителей на рынке ЕАЭС ввиду неравномерности уровней поддержки переработчиков сельхозпродукции. Если у государства нет возможностей субсидировать сферу АПК, необходимо приложить максимум усилий для сохранения перерабатывающей промышленности, а не уничтожать то, что работает и развивается.

Если обратиться к примеру стран Центральной Азии, то для защиты отечественных производителей в Узбекистане введены акцизы на ввозимую муку и макаронные изделия (мука - 11%, макаронные изделия - 30%), в Таджикистане - разные НДС на входящее зерно и на входящую муку (зерно – 10%, мука – 18%). Вышеуказанные действия свидетельствуют о том, что страны готовы покупать высококачественное казахстанское зерно, но при этом хотят перерабатывать его на своих мельницах, решая сразу несколько задач: развитие собственного производства и создание дополнительных рабочих мест.

Таким образом, можно сделать вывод, что законопроект об установлении НДС в размере 10% на импорт пшеницы и снижение НДС на импорт муки с 12% до 10% на самом деле лоббирует интересы казахстанских мукомольных компаний и помогает им полностью завоевать рынок Кыргызстана.

В случае осуществления планов вышеуказанных разработчиков КР ждут необратимые последствия, а именно:

- закрытие всех мукомольных комбинатов, как следствие, потеря более 5 000 рабочих мест, более 20 000 человек, включая семьи работников, останутся без средств к существованию. При этом будут потеряны узкие специалисты (технологи, инженеры-киповцы и т.п.), которые в поисках заработка выедут в соседние страны;

- для развития отрасли были вложены немалые средства на совершенствование производственных процессов, закуплено современное оборудование, были привлечены кредитные средства. Чтобы сохранить инвестиции и выплатить кредиты, производители будут вынуждены перевести производство в южные области Казахстана;

- при отсутствии производителей муки страна будет зависеть от внешних поставщиков. Если сегодня казахские производители поставляют муку по умеренным ценам, завтра при отсутствии своего сырья и переработчика Кыргызстану придется покупать муку по тем ценам, которые будут диктовать внешние поставщики;

- на примере 2005 и 2010 годов, когда были закрыты границы и были прекращены поставки пшеницы и муки из Казахстана и России, только отечественные производители обеспечили население мукой, благодаря чему не было дефицита хлебопродуктов и социального взрыва;

- в отсутствие переработчиков фермерам, выращивающим пшеницу, некуда будет продавать выращенное зерно, так как местную пшеницу перерабатывают только отечественные переработчики. Как следствие, крестьяне перестанут сеять зерновые, что чревато необратимыми последствиями;

- комбинаты обеспечивают кормами (зерноотоходы) фермерские хозяйства и птицефабрики. При остановке производства и отсутствии кормов, фермерам придется закупать корма с Казахстана и России, что повлечет удорожание стоимости мяса, птицы и яиц. Есть опасность потерять животноводческую отрасль».

За последними событиями следите через наш Твиттер @tazabek

Доступ к Tazabek (расследования, обзоры, рейтинги, интервью, инфографика и Аналитика) + архив

год8950 сомподписаться?
Данные тарифы действуют только для частных лиц.
Если вам необходим корпоративный доступ к материалам (для организаций, госорганов, ведомств и т.д), пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@akipress.org
Мобильное приложение Tazabek: